«Газу! Газу»! - привычно говорим мы, когда требуется увеличить скорость автомобиля, вполне привычно не вдумываясь в истинный смысл этого самого слова “газу”. Ведь большинство машин при нажатии на педаль газа увеличивают в двигатель подачу бензина или солярки. Однако не все! Есть и те, кто добавляет в цилиндры своего авто действительно газ, - это те, кто сумел избавиться от популярных мифов, которые царят вокруг газобаллонного оборудования.
Газобаллонное оборудование на авто не является какой-то горячей новинкой, к которой все только присматриваются, оценивая и прицениваясь. Но сказать, что оно стало широко распространенным тоже нельзя - многих автовладельцев отпугивает огромное количество мифов и заблуждений, бытующих вокруг ГБО (газобаллонного оборудования) на автомобиле. А ведь потенциал газобаллонного оборудования еще далеко не исчерпан!
Начать с достоинств, когда мы отдаем предпочтение газу. Прежде всего любого владельца автомобиля порадует возможность сэкономить - значительно сэкономить! Пожалуй, излишни какие-либо доводы или примеры - любому человеку достаточно просто ознакомиться с ценами на бензин на любой заправке и на тот же пропан, не говоря уж про метан. При схожем расходе традиционного бензина и сжиженного или сжатого газа экономия налицо! Любопытно, что известное многим соотношение аппетита автомобиля на бензине к аппетиту автомобиля “на газу” как 1 к 1,1-1,2 тоже может быть изменено - современные продвинутые системы ГБО на авто (вроде продукции итальянской BRC) при грамотной настройке позволяют добиться еще больше экономии самого газа и показать расход, идентичный бензиновому!
Разумеется, “опытный автолюбитель” уже готов разразиться гневной тирадой. Мол, на топливе и налогах сэкономишь, зато потом все деньги придется отнести в автосервис для досрочного ремонта и замены чуть ли не половины двигателя, который попросту не приспособлен для газовой диеты. Однако это мнение как минимум ошибочно - газобаллонное оборудование совершенно не влияет на работоспособность силового агрегата. Косвенным доказательством может служить то, что многие автопроизводители прямо на конвейере оснащают некоторые свои модели ГБО - пример таких гигантов как Ford, Fiat, VW, Chevrolet, BMW, Mercedes-Benz, Volvo, Opel, Honda, Peugeot, Citroen и другие более чем красноречив. Правда, во всем этом вопросе доверия газу есть один важный нюанс - качество самого газобаллонного оборудования:
И именно в этом вопросе заключается основная причина колоссального количества городских легенд, окружающих ГБО на авто. Люди, столкнувшиеся с массой проблем после установки газобаллонного оборудования, забывают, что в свое время они решили сэкономить не только при использовании автомобиля “на газу”, но и при установке самой системы питания ГБО. А потому отдали предпочтение максимально недорогой продукции малоизвестных компаний из Польши, Турции которые к тому же были установлены без должных изменений в конструкции и настройке двигателя. Вполне логично, что после этого и расход газа не тот, что обещан производителем, и проблем с двигателем хватает.
Например, одним из самых популярных мифов является прогорание клапанов, причиной чего многие видят более жесткий тепловой режим, в котором работает цилиндр. Конечно, тепловая нагрузка при сгорании газа в сравнении с бензином увеличивается - однако истинной причиной порчи клапанов, как показывает опыт, есть банальное незнание правильной настройки двигателя под ГБО. Если не углубляться в технические дебри, достаточно лишь сказать, что виновато в этом позднее зажигание. Весь газ не успевает сгореть, и часть его отправляется в выпускной коллектор, что в итоге и приводит к описанной проблеме - грамотная установка газобаллонного оборудования решает эту проблему.
Впрочем, существует и еще одно пояснение подобной неисправности. Не секрет, что кроме раздельных систем ГБО на авто для пропана и метана существуют и более сложные комплексы, позволяющие смешивать эти виды топлива. Правда, эта сложность тоже бывает разная - для снижения стоимости производства многие компании-производители газобаллонного оборудования порой лишь добавляют к редуктору дополнительную ступень понижения давления. С одной стороны, цель достигнута, но с другой стороны такое упрощение может привести к неправильному питанию двигателя “на газу”. А это прямой путь к увеличению расхода топлива, все тому же прогоранию седел клапанов и даже серьезному ремонту, вплоть до замены головки блока! Признанные гранды рынка, как BRC, предлагают покупателям смесеобразующие системы ГБО иного уровня - в них изначально на уровне разработки закладывается возможность выбора газа, что приводит к серьезным изменениям самой конструкции газобаллонного оборудования.
На самом деле установка ГБО на авто не должна никоим образом повлиять на надежность двигателя - даже при обратном переключении мотора в родной для него режим работы на бензине машина продолжит свою работу без каких-либо печальных последствий. Кстати, это опровергает еще один небольшой миф, требующий использования для питания “на газу” каких-то особенных свечей - установка ГБО на авто не нуждается в этом, и для газа, и для бензина подходят одни и те же свечи зажигания. Более того, качественное оборудование при грамотной установке помогает увеличить ресурс многих деталей двигателя! Ведь при сгорании газа со стенок цилиндров и других подвижных частей мотора не смывается масло - объяснять, чем это хорошо, пожалуй, не нужно?
И еще ж ни слова не было сказано про то, что благодаря более высокому октановому числу газа мотор с ГБО начинает работать мягче, без детонации - а это соответственно опять же положительным образом влияет на его ресурс, уменьшая к тому же еще и уровень шума, издаваемого двигателем “на газу”. Разумеется, количество мифов и заблуждений вокруг ГБО на авто отнюдь не исчерпано описанными примерами, но и их уже наверняка достаточно, чтобы понять - “добавить газу” никогда не помешает!