Газовое оборудование автомобиля размещают в трех местах: в моторном отсеке, салоне и багажнике. В моторном отсеке автомобиля находятся: редуктор-испаритель газа; смеситель; электромагнитный газовый клапан; электромагнитный бензиновый клапан, эмулятор форсунок, эмулятор лямбда – зонда.
Примечание: На некоторых моделях систем газобаллонной аппаратуры устанавливают дозирующее устройство, предназначенное для ограничения количества газа, подаваемого в двигатель на всех режимах работы двигателя, кроме холостого хода, а также вилку-тройник с регулирующим винтом (или винтами).
Редуктор-испаритель предназначен для превращения жидкой фазы газа в паровую и подачи паровой фазы в смеситель. На редукторе имеется винт регулировки холостого хода. Вращая его вправо или влево, добиваются максимальной частоты вращения холостого хода. Затем постепенно винт подкручивают до установления минимальной устойчивой частоты вращения коленчатого вала.
Обслуживание. Через каждые 1500-2000 км пробега (на горячем двигателе) следует отвернуть пробку (винт), находящуюся в нижней части редуктора, и слить конденсат (маслянистый отстой).
Смеситель служит для приготовления рабочей смеси (смешивает газ и воздух).
Электромагнитный газовый клапан служит для подачи газа в редуктор и перекрытия газа при работе на бензине (управляется дистанционно из салона автомобиля). При включенном зажигании и установке переключателя в положение "Газ" клапан открыт и газ по трубопроводу высокого давления поступает в редуктор. При выключенном зажигании клапан находится в положении "Закрыт".
В нижней части клапана находится фильтр тонкой очистки газа от механических примесей. Менять фильтр следует через каждые 30 000 км пути. Электромагнитный бензиновый клапан служит для подачи бензина в карбюратор при перекрытии подачи газа. В нижней части клапана имеется винт (кран) для механического (ручного) открывания клапана. Винт следует ввернуть в клапан (или повернуть кран), чтобы можно было продолжить движение в случае выхода из строя электросхемы газового оборудования.
Вилка-тройник находится на трубопроводе низкого давления, соединяющем редуктор и смеситель, и предназначена для подводки газа к обеим камерам карбюратора. На вилке имеются один или два винта, которые служат для регулировки количества газа, поступающего в двигатель через смеситель (винты) мощности. Для увеличения мощности винты следует вращать против часовой стрелки, для уменьшения мощности и сокращения расхода газа - по часовой стрелке.
Управление режимами работы двигателя производится с помощью переключателя "Газ-бензин", расположенного в салоне автомобиля с карбюраторной системой питания в удобном для водителя месте на приборной панели.
При переключении с бензина на газ с карбюраторной системой питания необходимо выработать остаток бензина из поплавковой камеры карбюратора. Для этого, при работающем на бензине двигателе, переключить клавишу "Газ-бензин" из положения "Бензин" в нейтральное положение и подождать 15-20 с, пока двигатель не начнет работать с перебоями. Только после этого можно переключиться на газ. Переключение с газа на бензин осуществляется, минуя нейтральное положение клавиши.
Вышеуказанные операции проводить на месте при работающем двигателе и на ходу.
С инжекторной системой питания необходимо нажатием кнопки переключить блок управления с режима работы «Бензин» в режим ожидания, затем нажатием акселератора совершить перегазовку двигателя примерно до 3 000 оборотов, затем отпустить педаль акселератора и двигатель автоматически перейдет в режим работы «Газ».
Примечание: эту операцию необходимо совершать после запуска двигателя, т.к. запуск двигателя с инжекторной системой питания производиться всегда только на бензине. Внимание! Переключать двигатель в режим "Газ" в холодное время года (при температуре воздуха от -5 °С и ниже) можно только после прогрева двигателя на бензине до 40-50 °С. В холодное время года перед продолжительной парковкой автомобиля за 150-200 м до остановки следует переключать двигатель на бензин.
Газовый баллон размещают в багажнике автомобиля. На нем имеется вентиляционная коробка с герметически закрывающейся крышкой. Под крышкой находятся заправочный и расходный вентили, шкала со стрелкой, показывающей уровень газа в баллоне (кроме электронных указателей уровня), заправочная чашка (если нет дистанционной заправки). Внимание! При парковке автомобиля в закрытом помещении (гараж, станция обслуживания и т.д.) обязательно закрыть оба вентиля - заправочный и расходный на газовом баллоне. В новых конструкциях заправлять баллон можно не открывая крышку багажного отделения: имеется заправочный присоединительный штуцер, закрываемый заглушкой. Внутри штуцера находится обратный клапан, препятствующий выбросу газа из системы при отсоединении заправочного устройства газозаправочной станции.
На баллонах ГБО автомобиля находится заправочный и аварийно-расходный вентиль. Заправочный вентиль предназначен для заправки автомобиля газом. При въезде на заправку необходимо высадить всех пассажиров в безопасной зоне, заглушить двигатель.
В случае утечки газа при заправке из под пальца необходимо заменить сальники, которые находятся у заправщика. Расходно-аварийный вентиль предназначен для перекрытия доступа газа к редуктору, в случае утечки газа под капотом. Его необходимо закрывать в том случае если машина находится на стоянке в закрытом помещении (боксе). Раз в неделю для профилактики закрыть и открыть вентиля во избежание его окисления.
Ставьте дозатор в среднее положение, запускайте двигатель, поддерживая дроссель рукой открытым на 1/3 закручивайте дозатор до уменьшения оборотов, после чего отпустите его на 1,5 оборота далее поддерживая его работу дросселем на минимальных оборотах, выкручивайте (закручивайте) винт качества на редукторе до момента увеличения оборотов по мере отпускания дросселя. Тем самым найдя max обороты вы должны винтом качества свести их к min холостого хода и откручивая винт медленно установить настоящий холостой ход.